
1 марта 2022 г.

ВОЙНА В УКРАИНЕ

Российский медиарегулятор подвергает цензуре журналистов, которым
приказано придерживаться линии Кремля

На независимых журналистов и СМИ в России опускается свинцовая тишина.
Война, которую власти ведут на территории Украины, еще больше затрудняет их
и так непростую работу. Организация «Репортеры без границ» (RSF)
поддерживает их усилия по предоставлению достоверной информации в этой
драматической ситуации.

Роскомнадзор, российский регулятор СМИ, превращается в «министерство правды»,
подчеркивает независимый Профсоюз журналистов и работников СМИ. Использование
слов «война», «нападение» или «вторжение» в СМИ запрещено. Разрешенной
остается только информация из «официальных российских источников», то есть от
Министерства обороны. При этом, информация о потерях армии или моральном
состоянии войск с октября прошлого года была засекречена, а ее публикация грозит
уголовным преследованием и включением в реестр «иностранных агентов».

Так, в понедельник Роскомнадзор заблокировал как минимум шесть интернет-СМИ
из-за освещения войны: интернет-телеканал «Настоящее время», основанный
американской организацией «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL),
«Крым Реалии», другой филиал РСЕ/РС в Крыму, оппозиционное СМИ The New Times,
студенческую газету Doxa, русскую версию информационного агентства
«Интерфакс-Украина» и украинский новостной сайт «Гордон».

«Информационная война внутри России в самом разгаре, – подчеркивает
руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии RSF Жанна Кавелье, –
президенту Владимиру Путину нужно выстроить в боевой порядок все СМИ, чтобы они
оправдывали вторжение в Украину в глазах российского народа и скрывали
информацию о жертвах конфликта. Но времена газеты «Правда» прошли. RSF
поддерживает независимые СМИ, предоставляющие в этой драматической ситуации
достоверную информацию».

Судебное преследование

https://profjur.org/vojna-jeto-mir/
https://rsf.org/sites/default/files/2022_02_24_ukraine_russie_invasion_rus.pdf
https://twitter.com/RSF_inter/status/1445058133529972741
https://t.me/currenttime/7662
https://t.me/doxajournal/10951%20Le%20Roskomnadzor%20a%20bloqu%C3%A9%20le%20site%20de%20m%C3%A9dia%20d'etudiant%20DOXA%20en%20Russie.%20Le%20blockage%20est%20consider%C3%A9%20ill%C3%A9gal%20car%20moins%20de%2024%20heures%20se%20sont%20%C3%A9coul%C3%A9es%20depuis%20la%20notificqtion%20de%20Roskomnadzor


Регулятор также административно преследует по меньшей мере десять СМИ за
«распространение ложной информации», в том числе радиостанцию «Эхо Москвы»,
популярный новостной сайт «Медиазона», телеканал «Дождь» и газету «Новая газета».
Символично, что ее редактор, лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов,
призвал в видеоролике к масштабному антивоенному движению и объявил в знак
солидарности публикацию 26 февраля выпуска на русском и украинском языках.
Именно за размещение этого сообщения со словом «война» на своем сайте
профессиональный журнал «Журналист» также подвергается судебному
преследованию – хотя он и удалил видео.

«Эти СМИ распространяют информацию «об обстрелах украинских городов и гибели
мирных жителей Украины в результате действий Российской Армии, а также
материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением,
либо объявлением войны», – возмущается Роскомнадзор.

Некоторые СМИ получили предупреждения от Роскомнадзора и, опасаясь блокировки
сайта и штрафов до пяти миллионов рублей (более 50 тыс евро), были вынуждены
удалить неугодный властям контент. Таков пример красноярского интернет-издания
«Проспект Мира» в связи со статьей о взрывах в украинских городах.

Равным образом мишенью становятся и социальные сети. Многочисленные
интернет-провайдеры ограничили доступ к Twitter. А Роскомнадзор, как было им и
объявлено в пятницу, начал ограничивать доступ к Facebook, после решения,
принятого этой платформой ограничить результаты поиска по публикациям некоторых
государственных и провластных СМИ. Основатель сервиса безопасного обмена
сообщениями Telegram Павел Дуров рассматривал возможность ограничения доступа
к своей платформе в Украине и России из-за бесконтрольного распространения
ложной информации многими каналами, но потом отказался от этого решения.

Задержания журналистов

Некоторые журналисты были задержаны за освещение информации, связанной с
конфликтом. Полина Улановская из интернет-издания SotaVision и еще как минимум
три репортера местных новостных сайтов – Валерия Дульская из 93.ru, Валерия
Кирсанова и Никита Зырянов из Yuga.ru – были жестко задержаны в воскресенье в
ходе освещения антивоенной демонстрации в юго-западном городе Краснодаре.
Вечером они были освобождены.

То же самое произошло и в центре Москвы 24 февраля с командой «Радио Свобода»,
(российский филиал американского СМИ RFE/RL) Иваном Ворониным, Артёмом
Радыгиным и Никитой Татарским, которых шесть часов продержали в полицейском
участке и отпустили без предъявления обвинений после вмешательства их адвокатов.

А недалеко от украинской границы в Белгороде в субботу более чем на два часа,
которые они провели в полицейском участке, были задержаны два журналиста «Новой
газеты» – Илья Азар и Иван Жилин, а также корреспондент «Радио Свобода» Сергей
Хазов-Кассиа и оператор Андрей Киселев. Они готовили репортаж об антивоенной
демонстрации.

https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74112.htm?
https://youtu.be/p9eOZKauR7U
https://netblocks.org/reports/twitter-and-facebook-restricted-in-russia-amid-conflict-with-ukraine-JBZrogB6
https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74108.htm?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
https://t.me/durov_russia/40
https://t.me/sotavision/35921
https://www.rferl.org/a/russia-rferl-correspondents-arrested-ukraine/31721492.html
https://www.svoboda.org/a/v-belgorode-zaderzhan-korrespondent-radio-svoboda/31725015.html


Двух репортеров «Новой газеты», которые проникли в больницу, чтобы задать вопросы
о доставленных туда раненых, охранник попросил удалиться, рассказывается в статье,
опубликованной в тот же день. «Накануне коллегу из “Белсата” (белорусский
телеканал в изгнании – прим. ред.) в этой же больнице скрутили и заставили удалить
все фотографии», – рассказали они.

Давление

Первыми, кто пострадал от этого навязываемой властями завесы молчания, стали
журналисты независимых СМИ, которые, несмотря на риск, без колебаний вышли на
демонстрацию. Некоторые были были задержаны на одиночных пикетах полицией за
то, что держали в руках плакаты против цензуры – единственный разрешенный сейчас
способ протеста. Другие подвергаются давлению. Как, например, руководитель
международного отдела деловой газеты «Коммерсантъ» Елена Черненко, которая
была лишена аккредитации при МИДе за публикацию открытого письма, подписанного
более чем 200 журналистами, выступающими против войны.

Со своей стороны, государственные СМИ выстраиваются в боевой порядок. В
воскресенье телеканал «Россия 1» принял решение значительно увеличить эфирное
время программ, распространяющих государственную пропаганду, таких как ток-шоу
попавшего под санкции ведущего Владимира Соловьева. «В России чиновники и
журналисты, которые не поддерживают Путина, должны быть зачищены», – заявил он
в своем шоу 24 февраля.

Россия занимает 150 место из 180 во всемирном индексе свободы прессы RSF за 2021
год.

https://novayagazeta.ru/articles/2022/02/26/my-ni-v-chem-ne-vinovaty-eto-vlasti-chtob-oni-provalilis
https://www.thedailybeast.com/sanctioned-russian-tv-host-vladimir-soloviev-cries-about-losing-his-italian-villa
https://youtu.be/tBt8QlrmRo8
https://rsf.org/en/ranking

