
////////////////// Расследование Жана Франсуа Жульяра и Эльзы Видаль
////////////////////////////////////////////////////////////////// Август 2010 //////////////////////////////////////////////////////////////

    	С вобода слова в Украине :

	ИСКУ ШЕНИЕ 
КОНТРОЛЕМ



2Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

Многие журналисты, представители организаций, занимающихся свободой слова, а 
также депутаты оппозиционных партий обеспокоены тем, что политический режим в 
Украине все более дистанцируется от общества и становится все более закрытым.
На открытой встрече «Репортеров без границ» с членами украинского парламентского 
Комитета по вопросам свободы слова, которая состоялась 20 июля, депутат Андрей 
Шевченко высказал обеспокоенность не только в связи с возросшим количеством 
нарушений свободы слова, но и также, прежде всего, в связи с тревожащим и 
вызывающим напряжение отсутствием реакции властей.
Данные, которые были собраны «Репортерами без границ» во время их мониторинга 
в Украине, подтверждают, что состоялось значительное увеличение сообщений о 
нарушениях свободы слова с тех пор, как Виктор Янукович был избран президентом 
в феврале этого года.

Наталья Негрей/ акция на Михайловской площади в Киеве, ноябрь 2009 года

С 19 по  21 июля 2010 года «Репортеры без границ» побывали в Украине и 
завершили первую часть оценки ситуации со свободой слова. 
Представители «Репортеров без границ» встречались с сотрудниками 
национальных и региональных СМИ, членами НГО по защите свободы 
слова («Стоп Цензуре», Телекритикой, НМПУ, ИMИ), а также депутатами 
от правящей партии и оппозиции, представителями генеральной 
прокуратуры. 
По результатам  всех этих встреч, проведенных в рамках первого 
визита организации, 21 июля «Репортеры без границ» провели в пресс-
конференцию в Киеве, на которой были представлены первые выводы о 
состоянии свободы слова на Украине и даны рекомендации властям.
Получив приглашение  от президента Виктора Януковича, представители 
«Репортеров без границ» вернутся в Украину, чтобы встретиться с ним, 
с заместителем администрации президента Анной Герман, а также с 
другими представителями государственных СМИ.
Предлагаемый доклад основывается на той информации, которую 
собрали «Репортеры без границ», чтобы сделать свои первые выводы.

Вопрос законодательства

Желание власти контролировать журналистов нашло 
свое отображение в сфере законодательства.
Нацкомиссию по утверждению свободы слова и 
развитию информационной отрасли при президенте 
Украине было распущено без объяснений 2 апреля, 
путем обнародования приказа на президентском 
веб-сайте 9 апреля.
	 Украинская Конституция гарантирует 
свободу высказывания и свободу СМИ. Уголовную 
ответственность за клевету было ликвидировано в 
сентябре 2001, когда был принят новый уголовный 
кодекс. Из него был изъят абзац в предыдущей 
редакции 125 статьи, который предусматривал 
заключение до трех лет. Но журналисты и СМИ 
до сих пор находятся под угрозой того, что им 



3Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

«Например, теперь медицинскую справку о 
психической болезни депутата распространить 
будет невозможно, потому что нужно будет его 
согласие» (релиз ИМИ, 12 июля).
	 Согласно проекту закона №6603, который 
был подан к рассмотрению Верховной Рады 
после его согласования правительством 30 
июня, от агентств новостей будет требоваться 
ежегодно получать государственную регистрацию. 
Распространение новостей незарегистрированным 
(или неперерегистрированным) агентством будет 
караться штрафом до 120 минимальных зарплат, или 
до 300 минимальных зарплат в случае повторного 
нарушения. «Телекритика» и другие организации, 
которые защищают свободу слова, подвергают 
критике этот закон как попытку поставить 
Интернет- СМИ под политический контроль, 
путем обращения с ними как с агентствами 
новостей. Некоторые усматривают в этом 
неуклюжую попытку власти поставить Интернет 
под контроль.
	 Третьим противоречивым вопросом в 
сфере законодательства есть право на доступ к 
информации. Парламент отказался поставить 
проект закона №2763, относительно доступа к 
публичной информации, на свою повестку дня 
9 июля, несмотря на серьезную кампанию по 
поддержке этого закона и заявления на его 
поддержку, которые прозвучали и со стороны 
правящей партии, и от оппозиции.
	 По меньшей мере 45 журналистов и 152 
организации призвали депутатов всех партий 
принять этот закон, а президент Янукович 

придется платить немалые суммы компенсации, 
для которой не установлена верхняя граница. 
Это является значительным риском, принимая во 
внимание готовность политиков и влиятельных 
людей злоупотреблять исками. Журналисты также 
могут стать жертвой криминального преследования 
за нарушение частной жизни.

	 Закон,  который защищает  частную 
информацию, был подписан президентом 
Януковичем 26 июня. Он вступает в силу в 
январе 2011. Этот закон существенно усложнит 
работу журналистов и подвергнет их опасности 
уголовного преследования. Согласно этому закону, 
журналисты должны будут спросить разрешения 
у человека, прежде чем делать достоянием 
гласности абсолютно любую информацию о нем, 
кроме его имени и фамилии. Владимир Яворский, 
руководитель Украинской службы Радио Свободы, 
заявил Институту Массовой Информации (ИМИ): 

« Например, теперь 
медицинскую справку 

о психической болезни 
депутата распространить 
будет невозможно, 
потому что нужно будет 
его согласие  »

•	 15 июня 2010 журналист Сергей Андрушко (телеканал СТБ) 
был избит телохранителем президента на выставке «Агро 2010» в 
Киеве. Журналист обратился в Голосеевскую прокуратуру, однако 
она отказалась возбудить дело по факту препятствования его 
журналистской деятельности. 28 июля он подал апелляцию на 
решение прокуратуры в Киевскую прокуратуру. 
Движение “Стоп Цензуре”, созданное 21 мая 2010 года,  потребовало 
увольнения этого телохранителя и возбуждения уголовного дела 
против него за «препятствование профессиональной деятельности 
журналиста». 16  июня более 30 журналистов призвали главу 
президентской администрации Сергея Левочкина провести 
расследование инцидента и обнародовать его результаты.
•	 Ранее, 8 апреля 2010 года, у Андрушка был инцидент с 
начальником Главного управления жилищного хозяйства города 
Киева  Владимиром Стороженко. Когда он попробовал задавать 
вопросы, Стороженко выхватил у него микрофон и выбросил его  
в урну.
•	 Сергей Кутраков с Нового Канала пришел в Украинский дом 
8 апреля, чтобы провести съемку сюжета об открытии выставки. 
В результате, он был насильно выпихнут представителями 
спецподразделения «Беркут», когда он попробовал снять видео 
инцидента между ВО «Свобода» и организаторами выставки. 12 
июля, киевский суд отклонил его жалобу, в которой он обвинил 
членов «Беркута» и их командира, Владимира Александрова, 
в превышении полномочий (по статье 365 Уголовного кодекса 

Серия нападений
Украины), и препятствовании законной профессиональной 
деятельности журналиста (статья 171 УКУ). В ответ, Александров 
попросил суд возбудить уголовное дело о против Кутракова по 
пяти статьям, в том числе, обвинивши его в хулиганстве. Кутраков 
заявил, что, принимая решение удовлетворить жалобу «Беркута», 
суд подал всем спецподразделениям пример, как надо работать с 
журналистами. Он подал апелляцию против решения суда 19 июля.
•	 На Бориса Брагинского, журналиста 9 Телеканала 
Днепропетровска, напали неизвестные неподалеку от помещения 
телеканала в 19.30 12 апреля. Его ударили в лицо, бросили на землю 
и избили. Нападающий, который, очевидно, ждал на Брагинского, 
убежал после нападения, ничего не взяв у журналиста. Брагинский 
убежден, что нападение на него связано с его журналистской 
деятельностью. По его словам, он не ищет проблем, но его программа 
часто является довольно жесткой и анализирует события, что, 
очевидно, не всем нравится.
	Н а своей итоговой пресс-конференции и на встрече с 
представителями генеральной прокуратуры 21 июля, «Репортеры 
без границ» призвали отнестись к этим случаям серьезно, не 
игнорировать их, и не относиться с неуважением, а также призвали 
украинскую власть соблюдать действующее законодательство. В 
Украине существует статья для реагирования на нарушения свободы 
слова. Это статья 171 Уголовного кодекса, которая предусматривает 
наказание за препятствование законной профессиональной 
деятельности журналистов.



4Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

пообещал его подписать. Спикер парламента 
Владимир Литвин также высказался в поддержку 
его принятия, и даже Служба безопасности 
Украины дала знать, что не будет против этого 
закона. Однако, каким бы ни был важным этот 
закон для регулирования отношений между 
обществом и властью и для самой демократии, 
его  не  поддержали во  втором чтении,  и 
передали в юридический отдел для экспертной 
оценки. Этот закон вернется в парламент не 
ранее следующей осенней сессии. Попытки 
привести доступ к информации в соответствие 
с международными стандартами имеют долгую 
историю в Украине. Перед этим законом уже 
было несколько предложений, включая проект 
депутата от БЮТ Андрея Шевченко, который 
поддержали в первом чтении 323 депутата от 
всех партий в июне 2009.
	 Дополняя положения Конституции 1996 года 
и Закона об информации 1992 года, предлагаемый 
закон о доступе к информации :
•	 Требовал бы от чиновников отвечать на 
информационные запросы на протяжении пяти дней 
(вместо 30)
•	 Позволял бы подавать запросы факсом, по 
электронной почте, и обычным письмом
- Заставлял бы государственные структуры делать 
информацию публичной, когда этого требу ют
•	 Требовал бы от государственных структур 
размещать информацию об их деятельности на их 
веб-сайтах
•	 Предусматривал бы ответственность 
госслужащих в случае, если они не предоставляют 
информацию, которая классифицируется как 
«открытая».

Проект закона получил благоприятные отзывы 
от Совета Европы, Организации безопасности и 
сотрудничества Европы, и других международных 
организаций. Если бы его поставили в повестку дня 
парламента, то его могли бы принять еще 29 июня.

Создание общественного 
вещания: слишком далеко от 
идеала?

Создание группы общественного вещания, 
которая должна заменить государственных 
теле- и радио вещателей НТКУ и НРКУ, 
часто обсуждается, однако до сих пор не 
реализовалось. Побуждаемая международным 
сообществом, включая такие европейские 
учреждения как Совет Европы1, украинская 
власть за последние несколько лет огласила 
несколько предложений относительно создания 
общественного вещания.

	 Первое законодательное предложение было 
создано и обнародованная в 1997 году. Несколько 
других было отклонено или похоронено после 
Оранжевой революции, не менее пяти предложений 
было объявлено с 2005 по 2008 год, однако ни одно 
из них не было обсуждено публично.
	 Предложение, которое было разработано 
при помощи нескольких неправительственных 
организаций, включая Институт Массовой 
Информации, и представлено Андреем Шевченко, 
депутатом и бывшим журналистом, было отклонено 
парламентом в июне 2009. Не смотря на это, они 
работают над новой версией, которую надеются 
представить, если возникнет возможность.
	 Тем временем, президент Янукович предложил 
29 июня этого года своему новообразованному 
Общественному Гуманитарному совету выучить 
закон, предложенный властью, для создания 
общественного теле- и радиовещание. Несколько 
неправительственных организаций, включая 
«Стоп цензуре», раньше попросили привлечь их 
к изучению нового закона, поскольку они уже 
довольно много работали над этому вопросом. 
Их запрос было проигнорировано, и это очень 
неважно, особенно потому, что Гуманитарный 
совет много подвергают критике.
	 Президентская администрация не сделала 
никакого секрета из своей уверенности в том, что 
она сможет получить поддержку для принятия 
этого закона. Выступая в программе «Черное и 
Белое» на телеканале Тві 28 июня, Анна Герман 
заявила: «Поскольку у нас есть коалиция, 
которая имеет больше голосов, чем нам нужно, 
мы проголосуем за и создадим общественное 
телевидение в Украине».

Гуманитарный Совет
Президент создал Общественный гуманитарный совет, задача которого 
состоит в том, чтобы он давала ему советы, 2 апреля. Официально, его целью 
является «принять во внимание значительный интерес общества к решению 
вопросов, которые являются центральными для развития общества, и 
подавать предложения для выполнения обязательств по защите прав и свобод 
граждан». Совет насчитывает 29 членов.
Общественные организации подвергают критике тот факт, что ни один из 
членов Совета не является журналистом, что его возглавляет президент 
Янукович, и что его исполнительным секретарем является Анна Герман, 
заместитель главы президентской администрации, которая она неослабно 
продвигает свой проект закона. Другими словами, существуют серьезные 
сомнения относительно независимости Совета.

« Создание группы 
общественного 

вещания… часто 
обсуждается, 
однако до сих пор не 
реализовалось.  »

1. ПАСЕ, январь2004, 
Рекомендация 1641, 
«Общественное вещание»



5Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

Аспекты президентского 
закона

•	 Он предусматривает  использование 
национального телеканала УТ-1 как основы, 
вокруг которой будет построено общественное 
телевидение. Глава УТ-1, Егор Бенкендорф, который 
большую часть своей карьеры проработал н а 
телеканале Интер, уже заявил прессе, что готовится 
к трансформации, хотя закон еще не принят.
•	 Новый «общественный вещатель» будет 
финансироваться из государственного бюджета 
(ежегодный размер финансирования будет 
определяться правительством), частично от 
рекламы, и частично от продажи своих продуктов. 
Таким образом, он не сможет отвергнуть свое 
прошлое как государственного вещателя, и стать 
независимым. Такое же беспокойство вызывает 
заграничное вещание, которое получит полное 
государственное финансирование. 
ГО Новомедия рекомендует правительству 
оставить государственное финансирование лишь 
для сети передатчиков. Другие медиа-эксперты 
предполагают, что общественное вещание должно 
получать свое финансирование от рекламы (малого 
объема, однако по высокой цене), спонсоров, и (в 
большей мере) от подписчиков.
	 Андрей Шевченко, один из авторов проекта 
закона, который был отклонен парламентом в 
июне 2008, не поддерживает модель, согласно 
которой финансирование будет большей частью 
базироваться на подписчиках. Он рекомендует 
сначала подражать моделям Грузии или Эстонии. 
Он также настаивает на трех фундаментальных 
принципах общественного вещания. По его словам, 
общество должно быть владельцем общественного 
вещания, финансировать его, и контролировать 
его наполнение.
	 Другой  камень  преткновения  -  это 
«президентская природа» общественного вещания, 

предложенного президентом. Его совет директоров 
будет состоять из по одному представителю 
от следующих организаций: администрации 
президента, каждой партии, представленной 
в парламенте, правительства, и нескольких 
национальных неправительственных организаций. 
Некоторые эксперты рекомендуют включить в 
совету директоров  представителей общественных 
организаций, и лишь одного представителя от 
правительства, который бы одновременно был 
членом Нацсовета по вопросам телевидения и 
радиовещания. Это является ключевым моментом, 
поскольку совет директоров будет назначать 
руководство общественного вещания, будет 
принимать его бюджет, и будет наблюдать за его 
редакционной политикой.
	 Существует четкий консенсус между 
обществом и представителями СМИ, с которыми 
встретились «Репортеры без границ», что 
наилучшим было бы принять доработанную 
версию закона от 1997 года. Но многие из них 
опасаются, что политическая воля к созданию 
теле- и радиовещания, которое бы удовлетворило 
ожидания общества, отсутствует, и что будут 
приняты не более чем косметические изменения, 
которые предотвратят опасность создания 
настоящего общественного вещания, а вместо 
того будет государственное.
	 Эти опасения усилились за неделю до 
приезду «Репортеров без границ». Анна Герман 
дала пресс-конференцию 30 июня, на которой 
заявила, что пригласила заграничного эксперта, 
Жана Мартана, стать советником правительства 
по вопросам создания общественного вещания. 
Она назвала Жана Мартана медиа-экспертом 
«Репортеров без границ». Это заявление не 
понравилось украинским НПО и экспертам, 
которые безуспешно старались приобщиться 
к процессу. На самом деле, Мартан является 
юристом «Репортеров без границ».

Распределение лицензий на 
теле- и радиовещание как 
средство цензуры

За последние  несколько  месяцев  было 
зарегистрировано много случаев цензуры и 
давления на телеканалы. Двое из таких случаев, 
которые касаются частных телеканалов Тві и 
5 канала, иллюстрируют очень тесные связи 
между медиа и политикой. Оба телеканала 
столкнулись с опасностью потерять частоты 
на вещание, которые они получили в начале 
этого года. Эти частоты должны были отойти 
к Inter Media Group, компании, принадлежащей 
Валерию Хорошковскому, который, в то же 
время, возглавляет Службу безопасности 
Украины (СБУ).
 	 ТВи и 5 Канал имеют в Хорошковском 
чрезвычайно сильного противника, который 
использует суды для того, чтобы оспорить 
59 аналоговых частот (из них 33 для Тві и 26 

Валерий Хорошковский
Он был назначен на должность главы Службы безопасности Украины (СБУ) 
11 марта этого года. Кроме того, Хорошковский является членом правления 
Национального банка Украины с 19 апреля, и членом Высшего совета юстиции, 
которая назначает и увольняет судей
После покупки контрольного пакета акций Интер ТВ в 2005 году, он превратил 
ее в Inter Media Group в 2007, купив другие телеканалы у бизнесмена 
Дмитрия Фирташа, который решил уйти из медиа-бизнеса. Inter Media Group, 
совладельцами которой являются Хорошковский (61%), российский вещатель 
ОРТ (29%), и Светлана Плужникова (10%), является сейчас наибольшей медиа-
группой в Украине, и покрывает 96% территории страны.
16 декабря 2009 года Украинский Антимонопольный комитет вынес 
предупреждение Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания против 
предоставления большего количества частот Inter Media Group, поскольку эта 
группа уже и так занимает доминирующую позицию.



6Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

для 5 Канала), которые были предоставлены 
им Нацсоветом 27 января. В тот же день были 
выделены частоты другим 17 телеканалам, 
включая телеканалы группы Интер, которые 
получили 20 частот.
	 Нацсовет, чей состав с того времени 
изменился, отрекся от конкурса, проведенного 
27 января, на том основании, что тогда не было 
кворума. Он также настаивает, что существованию 
этих двух телеканалов ничего не угрожает, если у 
них отберут частоты. Тем временем, возрастают 
подозрения в политическом давлении.
	 Тві и 5 канал являются единственными 
телеканалами, чьи частоты под вопросом, и 
случилось так, что это единственные телеканалы, 
которые наиболее критически относяться к власти. 
Решение Нацсовета и обстоятельства предыдущего 
судебного заседания, которое приняло решение 
отозвать частоты, дают основания заподозрить 
политические мотивы.
	 Генеральный директор Тві  Николай 
Княжицкий рассказал «Репортерам без границ»: 
«Влада хочет выставить это, как коммерческий 
спор,  но,  по моему мнению, он является 
политическим. Власти не нравится наш канал».
	 7 июля Нацрада приняла к рассмотрению 
заявление Inter Media Group, и согласилась 
с принципом отмены конкурса от 27 января, 
который был проведен в ответ на заявки, 
представленные разными телеканалами. На 
следующий день, Киевский административный 
суд вынес решение об отмене конкурса. Тві и 5 
Канал подали апелляцию.
	 Заседание, которое было проведено 8 
июня, вызвало много подозрений и вопросов. 
Оно было проведено в закрытом режиме, 
председательствующими были судьи, избранные 
их руководством в судейской иерархии, а не 
методом произвольной компьютерной выборки. 
Согласно статье 27, пункту 5, Административно-
процессуального кодекса Украины, судьи должны 
были дать самоотвод.
	 Телеканалы заявили, что им не сообщили 
о слушании, и, в результате, несколько сторон 
спора не смогли присутствовать, однако суд 

не согласился на требование, согласно статье 
27, отложить слушание. Суд отказался взять 
показания у членов Нацрады, которые принимали 
участие в вынесении решения 27 января. 
Слушание провели за одну сессию, которая 
продолжалась 11 часов, и закончилась в 1 
часу ночи. Один из юристов 5 канала, Татьяна 
Малашенкова, потеряла сознание во время 
слушания, и ее госпитализировали в больницу.
	 Не смотря на то, что решение по апелляции 
двух телеканалов еще не принято, глава Нацрады 
Владимир Манжосов написал письмо, требуя 
прекратить вещание Тві. Генеральный директор 
телеканала, и главный редактор Виталий 
Портников ответили открытым письмом к 
президенту, протестуя против этого давления. 
	 На своей пресс-конференции в Киеве 21 
июля, «Репортеры без границ» призвали власть 
гарантировать, что слушание спора между 
двумя телеканалами и Inter Media Group будет 
открытым для прессы и общества, чтобы снять 
часть покрова тайны с дела. «Репортеры без 
границ» также призывают власть предоставить 
биографические сведения о членах Нацсовета, 
и сообщить о любых связях, которые они могут 
иметь со сторонами спора, или политическими и 
бизнес-лидерами.

Борьба 5 канала 

5 канал также написал открытое письмо 
президенту и связался с НГО и международными 
организациями. Этот телеканал, который был 
создан независимыми журналистами и освещал 
события с передовой Оранжевой революции, 
опасается, что отозвание лицензий это всего 
лишь первый шаг в процессе, во время которого 
государство получит контроль над независимыми 
телеканалами, как это произошло в России 
в 2002-2003, когда НТВ, ОРТ, и ТВ 6 были 
лишены частот, а потом преобразованы в 
государственные каналы.
	 Редактор новостей 5го канала Владимир 
Мжельський передал заявление генеральному 
секретарю «Репортеров без границ» Жану- 
Франсуа Жульяру 21 июля. Кроме высказывания 
вышеупомянутых опасений, телеканал также 
обвиняет Валерия Хорошковского в конфликте 
интересов.
	 Главный редактор Тві Виталий Портников 
разделяет ту же точку зрения. «Мы уже увидели 
такую динамику в работе в России, когда комиссия 
выдавала лицензии лишь тем телеканалам, которые 
принадлежали бизнесменам, поддерживающим 
правительство», заявил он. - «В то время, я 
выступал за экономическую независимость СМИ, 
и за то, чтобы их владельцы были иностранцами(…) 
Влада подает это как коммерческий спор, но, 
по моему мнению, это политический вопрос. 
Нынешнему правительству не нравится наш 
телеканал (…) Целью власти является иметь СМИ, 
которые не говорят ничего, и не могут реагировать 
и противостоять ей».

«  Влада 
хочет 
выставить 
это, как 
коммерческий 
спор, но, 
по моему 
мнению, он 
является 
политическим. 
Власти не 
нравится наш 
канал  »

 

Суды - это не единственный способ оказывать влияние на украинские телеканалы. 
Руководитель Тві, Николай Княжицкий, заявил 14 июня о незаконной слежке 
за журналистами телеканала и подал жалобу. За самим Княжицким следили на 
машине с поддельными номерными знаками по крайней мере неделю. В видео, 
снятом журналистом Тві Романом Скрыпиним, которое можно посмотреть на 
веб-сайте телеканала (www.tvi.ua), видно что люди, которые сидят в машине 
наблюдения, прячут свои лица, а потом машина отъезжает на большой скорости. В 
ответ на жалобу Княжицкого, поданную 23 июля, не было никакой реакции.
Княжицкий заявил, что он получил письмо от представителя Министерства 
внутренних дел Дмитрия Андреева, который сказал, что его заявление принято 
во внимание, и заявил, что милиция не имела отношения к слежке. Заместитель 
председателя СБУ Олег Фарений также возразил, что СБУ было к этому 
причастным. Как сообщается, Генеральная прокуратура Украины проводит 
расследование по запросу депутата Романа Зварыча.



7Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

Случаи цензуры

Многие телевизионные корреспонденты заявляют о 
цензуре. Их репортажи или вообще не передаются, 
или их существенно меняют, всегда в пользу людей 
при власти. Они упоминают новые форматы и 
редакционные указания, которые вмешиваются 
в их репортажи.
	 Это случилось с журналистами службы 
новостей ТСН одного из наиболее популярных 
украинских телеканалов 1+1. Они первыми 
подняли этот вопрос в открытом письме 6 мая. В 
этом письме они заявили, что «репортажи, которые 
подвергают критике власть, не передаются в эфир 
по политическим причинам», и что они получили 
«указания не передавать об определенных новостях, 
и этих решения принимаются не руководителем 
службы новостей и даже не главным редактором 
телеканала, а генеральным директором». В 
другом заявлении, они снова подчеркнули роль 
генерального директора, Александра Ткаченко, и 
подали конкретные примеры цензуры:
•	 Июль 2009. Материал Юлиан Саух о 
конфликте бывшего зятя Леонида Кучмы Игоря 
Франчука со второй семьей. Сюжет не пошел в 
эфир, поскольку Ткаченко требовал изложить 
этот материал с иронией. То есть «обстебать» 
синхроны семилетних детей Франчука от второй 
жены о том, что охранники Франчука грозились 
им оружием. 
•	 Август 2009. Материал Маргариты Ситник 
о подорожании сахара сняли с эфира. Аргумент 
- он может не понравиться тогдашней власти. 
Материал заморозят. Он выйдет в эфир, когда 
потеряет свою актуальность. 
•	 Ноябрь 2009. Из материала Бориса Иванова 
о митинге в поддержку кандидата у Президента 
Василия Противсех, по личному настоянию О. 
Ткаченка, убрали синхроны его «защитников», в 
которых они откровенно рассказывали сколько 
им заплатили за присутствие на митинге. 
•	 Ноябрь 2009. Сюжет Сергея Кудимова 
об изюминках избирательной кампании после 
редактирования Ткаченко превратился на оду 
Василию Противсеху.
•	 Февраль 2010. К инаугурации президента 
Светлана Березовская предложила сюжет о новой 
первой леди. Отказ в съемке без объяснений. 
•	 Март 2010. Сюжет Григория Жигалова о 
новых назначениях в Кабмине, после вычитки 
изменили на 100 процентов, убрав любые 
критические высказывания. 
•	 Март 2010. После материала Александра 
Проворного о назначении членов правительства(где, 
в частности, были показаны авто, на которых 
передвигаются новые члены правительства) 
Александром Ткаченко был отправлен в отпуск 
главный редактор ТСН Максима Шиленко. 
«Наблюдать на других каналах, как нужно работать». 
Вскоре Шиленка уволят с занимаемой должности. 
•	 Апрель 2010. Сюжет Сергея Кудимова о 
проблемах с печатью загранпаспортов . Сюжет 
снимают с эфира, мотивируя это отсутствием 
позиции МВД (наличие в материале синхрона 
министра Гендиректор, по его словам, не заметил). 

На следующий день, после брифинга в МВД, где 
освещалось это событие, сюжет поставили в 
верстку, однако перед эфиром из него убрали всю 
критику МВД. 
•	 Апрель 2010.  Сюжет о харьковских 
договоренностях - газ на флот. Редакционная 
задача - не проанализировать договоренности!!!, 
а найти позитив в них!!! 
	 Май. Отказ Мирославу Отковичу в подготовке 
сюжета о правовой оценке заявления Президента 
в ПАСЕ относительно Голодомора. 
•	 Май  2010 .  Редакционный материал 
неизвестного автора Ярослава Петривського, 
был показан в программе новостей, очевидно, 
по внешнему приказу. Он состоял из однобокого 
освещения недавних парламентских дебатов. 

СТБ присоединяет свой 
голос к протестам

7 мая, журналисты, работающие в программе 
«Окна» на национальном телеканале СТБ, 
последовали примеру коллег с «1+1», и сообщили, 
что после выборов «начали смещать акценты в 
репортажах, связанных с деятельностью министра 
образования Дмитрия Табачника, тем УПА и 
Голодомора». В частности, по словам журналистов, 
новая информационная концепция «Окон» 
предусматривает: «рассказывать о политических 
темах «одной строкой» и избегать развесистых 
материалов, отказываться от «традиционных 
журналистских расследований», избегать иронии, 
не освещать темы об имуществе и тратах 
политиков». По их словам, редакционная политика 
начала меняться еще во время президентской 
предвыборной кампании зимой 2009.
	 Некоторые из многих примеров цензуры 
датируются даже раньше. В течение 2009 года 
руководство канала запрещало освещать темы об 
имениях высокопоставленных должностных лиц в 
Пуще- Водице и Конча-Заспе. Запретили к эфиру 
сюжет о дне рождения Юлии Тимошенко и показ 
знаменитого ролика „пропало все».

« Hовая 
информационная концепция 

«Окон» предусматривает: 
«рассказывать о политических 
темах «одной строкой» 
и избегать развесистых 
материалов, отказываться от 
«традиционных журналистских 
расследований», избегать 
иронии, не освещать темы об 
имуществе и тратах политиков»  
»



8Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

	 Запретили критические материалы о 
деятельности КГГА и лично городского главы 
Леонида Черновецкого. В репортажах о митингах 
Партии Регионов вырезались видеокадры, которые 
доказывали оплату за участие в таких акциях. 
	 В интервью журналу «Телекритика», 
заместитель генерального директора СТБ Алексей 
Мустафин признал, что его телеканал ввел 
«новую информационную политику», и изменил 
формат новостей, но отрицал любой вид цензуры. 
Он приписал изменения желанию улучшить 
телеканал. Он отказался комментировать любое 
из обвинений, выдвинутых в открытом письме.
	 Несмотря на заявления журналистов, 
поддержку многих коллег, и протесты нескольких 
международных правозащитных организаций, 
другие информации о президенте со временем были 
откорректированны или недопущены к эфиру.

Ухудшение политического 
климата : региональные СМИ 
под ударом

В начале апреля «Автор ТВ», независимый 
местный телеканал, который находится в городе 
Днепродзержинск, вынужден был прекратить 
вещание, когда компания, подконтрольная 
муниципальной власти, расторгла с ним договор на 
аренду помещения. После 10 лет вещания, директор 
«Автор ТВ» Людмила Качанова рассматривает 
преждевременное аннулирование арендного 
договора как нарушения свободы слова. Телеканал 
стали рассматривать как критически настроенный 
к муниципальной власти с тех пор, как в марте 
2008 было избран новый мэр. «Автор ТВ» заявило, 
что подаст жалобу в суд. Тем временем, Качанова 
ждет, что местная власть проведет новый конкурс 
на лицензию местного телеканала.
	 Сигнал телеканала «Глас» (Илличевск, 
юго-запад Одесской области), был неожиданно 
отключен местным кабельным оператором 

«Клен» в апреле. По словам Лиани Фатеевой, 
журналистки программы «Илличевские новости» 
телеканала «Глас», муниципальная власть 
оказала давление на кабельного оператора из-
за критики в эфире телеканала. В интервью 
изданию «Телекритика» она также сообщила, что 
ее попытки получить аккредитацию для новых 
работников телеканала были проигнорированы. 
Она подала все необходимые документы, однако 
не получила никакого ответа.
	 Фатеева рассказала «Телекритике», что она 
расценивает приостановление сигнала телеканала 
как политическое давление. «Мы посетили 
сессию горсовета, и когда попробовали получить 
комментарий от мэра Валерия Хмельнюка, 
он ответил, что не будет разговаривать с 
журналистами телеканала, который он «скоро 
закроет». Заместитель директора кабельного 
оператора «Клен» заявил, что они приостановили 
сигнал «Гласа», поскольку местная власть заявила 
им, что, будучи местным, а не региональным 
телеканалом, он не может вещать за пределами 
Одессы. Он добавил, что готов восстановить 
сигнал, как только «Глас» решит этот вопрос. 
Местная власть отказалась комментировать. 
Юрист «Гласа» заявил, что он передаст дело на 
рассмотрение в Нацсовет по вопросам телевидения 
и радиовещания.
	 Часто не хватает информации о том, насколько 
местная власть любых политических течений 
мешает работе СМИ. Это структурная проблема, 
которая возросла на протяжении последних 
нескольких месяцев. Об этом «Репортерам без 
границ» сообщили региональные журналисты на 
круглом столе в Киеве.
	 Редактор местной газеты Василия Дем’янив 
был госпитализирован с серьезными ранениями 
и переломом ноги после того, как на него напали 
неизвестные когда он возвращался домой в 
Коломые вечером 23 марта. Национальный союз 
журналистов Украины считает, что нападение 
связано с его работой, поскольку его еженедельник, 
«Коломийський вестник», известен своей критикой 
местной власти. Дем’янив не получал персональных 
угроз, однако его газета уже давно страдала от 
преследований от местной власти. Милиция не 
уверена, что нападение можно связывать с его 
работой, и возбудила уголовное дело по статье 
296 Уголовного кодекса Украины (хулиганство), 
и статьей 121 (серьезные телесные повреждения).
	 Милиция допросила онлайн-журналистку и 
блоггера Елену Белозерскую (http://bilozerska.
livejournal.com/) и фотографа Алексея Фурмана 
из агентства Фотолента (www.phl.ua) в марте 
этого года в Киеве по поводу демонстрации 
оппозиционных активистов, о которой они 
передавали информацию в предыдущем месяце. 
Был проведен обыск их квартир и компьютеров 
27 марта, оборудование было изъято. Адвокат 
Белозерской, Сидор Кизин, заявил что конфискация 
журналистских материалов является нарушением 
ст. 17 Закона Украины О государственной 
поддержке СМИ и социальной защите журналистов, 
где сказано, что «служебная деятельность 
журналиста не может быть основанием для его 

« Часто не 
хватает 

информации о 
том, насколько 
местная 
власть любых 
политических 
течений 
мешает работе 
СМИ.   »



9Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

ареста, задержания, а также изъятия собранных, 
обработанных, подготовленных им материалов 
и технических средств, которыми он пользуется 
в своей работе». Белозерская была допрошена 
снова, и обвинена в соучастии с радикальной 
группировкой «Автономное сопротивление». 
«Репортеры без границ» написали письмо 
Министру внутренних дел Анатолию Могилеву, 
высказывая свое беспокойство тем фактом, что 
такие попытки запугивания могут перейти в 
«стандартную практику».
	 Что касается поляризации СМИ, давления 
местной власти с требованиями положительного 
освещения её деятельности, и сложности 
утверждения редакционной независимости от 
рекламодателей в ситуации «полу-монополии», 
региональные журналисты испытывают много 
трудностей и имеют мало простора для маневра. 
Те, кто хочет бороться против этих проблем в 
регионах, часто не находят поддержки. Более того, 
запущенное положение рынка труда журналистов 
означает, что цена сопротивления может быть 
высокой. Кажется, что ситуация даже ухудшится 
с приближением местных выборов, назначенных 
на 31 октября.
	 Украинская медиа-индустрия характеризуется 
присутствием влиятельных бизнесменов. 
Трое из богатейших в стране «олигархов» - 
Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, и Ринат 
Ахметов, являются владельцами медиа-групп. 
Как и политики, с которыми их часто связывают, 
они имеют четкую тенденцию к тому, чтобы 
рассматривать СМИ как инструменты для 
служения их амбициям. И политики, и бизнесмены 
эксплуатируют СМИ, вовлекая их в свои PR- 
кампаниям, которые служат определенным 
интересам, и это вредит потребности общества 
в информации.
	 Телевидение, безусловно, является самым 
важным СМИ в показателях аудитории и прибылей 
от рекламы. Согласно данным Нацсовета по 
вопросам телевидения и радиовещания, в Украине 
зарегистрировано более чем 800 телеканалов, но 
большинство из них закрыто или не работает, 
а большинство из тех, что остались, являются 

региональными или местными. Государству 
принадлежит 28 телеканалов. Что касается радио, 
лишь Национальная радиокомпания Украины, 
которая принадлежит государству, покрывает 
100% территории страны.
	 Первый национальный канал,  УТ-1 
(принадлежащий государственному вещателю 
НТКУ), является единственным на самом деле 
национальным телеканалом, который покрывает 
почти 99% территории. 1+1, Интер, Новый 
канал, СТБ, и ICTV покрывают значительную 
часть территории, и рассматриваются как такие, 
которые имеют «национальную аудиторию».

Во время визита российского президента Дмитрия Медведева 17 мая, который подтвердил 
драматическое сближение между двумя странами, видео-репортаж посещения монумента 
Неизвестному солдату российским и украинским президентами был отредактирован по 
просьбе украинской президентской администрации. Из-за плохой погоды, на президента 
Януковича, когда он поклонился перед монументом, упал венок. Глава президентской пресс-
службы Алексей Кошелев приказал журналистам не передавать видео инцидента. Первый 
национальный телеканал, ICTV, и Интер согласились, однако видео было сразу доступно на 
Youtube и других веб-сайтах. Журналист, который готовил информацию о визите для 1+1, 
заявил, что именно генеральный директор телеканала дал приказ не показывать обидный 
сюжет. Вместо этого, телеканал показал ряд фотографий.
Журналист СТБ Сергей Андрушко передал, что информация, которую он подготовил 4 июля 
о первых 100 дней Януковича в офисе, была отредактирована генеральным директором 
телеканала, с целью сделать ее более благосклонной к Януковичу.



10Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

	 Один из богатейших бизнесменов в стране, 
с доминирующей позицией в медиа-мире, 
Хорошковский также занимает много влиятельных 
политических должностей. Он возглавляет 
Службу безопасности Украины с 11 марта. Он 
присоединился к Совету директоров НБУ 19 
апреля. И он также является членом Высшего 
совета юстиции, который назначает и снимает 
судей. Когда-то он был Министром экономики, и, с 
2004 по 2005 года, был заместителем председателя 
металлургического гиганта Евраз.
	 После покупки контрольного пакета акций 
Интер ТВ в 2005 году, он превратил ее в Inter 
Media Group в 2007, купив другие телеканалы 
у бизнесмена Дмитрия Фирташа, который 
решил уйти из медиа-бизнеса. Inter Media Group, 
совладельцами которой являются Хорошковский 
(61%), российский вещатель ОРТ (29%), и 
Светлана Плужникова (10%), является сейчас 
наибольшей группой вещания в Украине, и 
покрывает 96% территории страны.

Тві

Основанный в 2007 Константином Кагаловским 
и Владимиром Гусинским2 , этот телеканал начал 
вещание в марте 2008. Сейчас его владельцем 
является лишь Кагаловский, который является 
российским представителем в МВФ, был 
советником покойного российского экономиста 

Кто стоит за главными 
телеканалами?

УТ-1 (Украинское телевидение - 1)

Главный государственный телеканал, созданный 
в 1965 году. Журналисты и политики обсуждают 
возможность его преобразования в канал 
общественного вещания с конца 1990хх.. С марта 
2010, его возглавил Егор Бенкендорф, бывший 
директор телеканала Интер, на который он пришел 
в 1997. Его заместитель, Валид Арфуш, дал 
интервью агентству УНИАН, в котором заявил, 
имея в виду УТ-1, что этот телеканал должен 
быть «провластным» (http://unian.net/rus/news/
news-388966.html).
http://www.1tv.com.ua

Интер

Популярнейший телеканал в Украине, один из 
девяти каналов, которые принадлежат U.A. Inter 
Media Group. Среди других - Канал 1, НТН, 
Служба информации, Интер Мюзик, Интер Кино. 
Сейчас, во время судебного процесса относительно 
частот с Тві и 5 Каналом, группу возглавляет Елена 
Хорошковская, жена Валерия Хорошковского, 
который является мажоритарным акционером 
телеканала с 2005 года.

2. Бизнесмен с двойным 
российским и израильским 
гражданством, Владимир 
Гусинский когда-то 
возглавлял наибольшую 
российскую медиа-группу, 
Медиа-Мост, и создал 
первый независимый 
телеканал НТВ. Он был 
символом свободы слова на 
российском телевидении до 
тех пор, пока его медиа-
империя не распалась, и он 
не впал в немилость. Он 
покинул страну в 2001.

				  
Кабельные и спутниковые 

телеканалы

	УТ Р (государственный канал, целевой 
	 аудиторией являются украиноязычные 
	 зрители заграницей)
	 Мегаспорт
	 MTV Украина
	К ино
	Л юди
	 UBR
	 UBC
	 K2
	 Юмор TV / Бабай TV
	 Music Box Ukraine
	 QTV
	 Малютка TV

Украинские телеканалы

Главные наземные/
аналоговые телеканалы

	
	
	УТ -1 (главный телеканал власти)
	 Рада-тв.
	 5 Канал
	 1+1
	 ICTV
	И нтер
	Н овый канал
	Т РК Украина
	СТБ
	 TВi



11Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

и министра Егора Гайдара, заместителем 
руководителя ЮКОСа, и членом правления банка 
Менатеп. Сейчас Кагаловский живет заграницей 
и получил британское гражданство.
Генеральным директором Тві является Николай 
Княжицкий, а главным редактором - Виталий 
Портников, известный российский журналист. 
Сейчас телеканал является доступным в кабельной 
сети. 89% подписчиков кабельного ТВ могут его 
смотреть. Тві покрывает приблизительно 1% 
национальной аудитории.

5 Канал

Основан в 2003 по инициативе Андрея Шевченко, 
журналиста, который был одним из самых 
откровенных критиков цензуры во времена 
президентства Леонида Кучмы. Позиционирует 
себя как «канал честных новостей». 
	 Сначала телеканал возглавлял Шевченко 
(сейчас депутат парламента от фракции Блока 
Юлии Тимошенко), и его коллега- журналист 
Роман Скрыпин, который, как и Шевченко, был 
одним из руководителей кампании против цензуры, 
и сейчас работает на Тві и другие СМИ.
	 5 канал стал известным благодаря своему 
масштабному освещению событий Оранжевой 
революции, о которой он передавал от начала и 
до конца, и был единственным каналом, который 
это делал.
	 Он принадлежит бизнесмену Петру 
Порошенко, который пришел в политику после 
того, как заработал состояние на какао-бобах 
и шоколаде. В 2001 он стал одним из основных 
спонсоров и руководителем предвыборного штаба 
партии Виктора Ющенко «Наша Украина». Он 
присоединился к правительству после Оранжевой 
революции, и был Министром иностранных дел с 
октября 2009 по март 2010. 
	 Весной этого года, бывший премьер-
министр Юлия Тимошенко обвинила Порошенко 
в готовности продать телеканал провластному 
олигарху в обмен на пост заместителя министра 
в новом правительстве. Он это возразил.
	 Сейчас 5 канал возглавляет Иван Адамчук, 
а главным редактором является Владимир 
Мжельський.

1+1  

Второй по популярности украинский телеканал, 
принадлежит Игорю Коломойскому, бизнесмену, 
чей холдинг Приват Групп имеет свой собственный 
банк (Приватбанк), а также ряд активов в нефтяной, 
металлургической, пищевой областях Украины, 
России, Румынии, и США. Он также является 
владельцем Приват ТВ, регионального телеканала 
базирующегося в Днепропетровске. Он был одним 
из главных приверженцев Виктора Ющенко, 
и, хотя он это и отрицает, его рассматривают 

как сторонника Юлии Тимошенко. Во время 
пребывания на должности премьер-министра, 
Тимошенко, как говорят, защищала его бизнес- 
интересы против его соперника Виктора 
Пинчука.

СТБ, ICTV, Новый Канал

Эти три телеканала принадлежат Виктору 
Пинчуку, зятю бывшего президента Леонида 
К у ч м ы ,  о с н о в а т е л ю  и  г е н е р а л ь н о м у 
директору Интерпайп Групп, которая сначала 
специализировалась на выпуске стальных 
труб, а потом диверсифицировалась и начала 
деятельность во многих областях экономики. Как 
и его бизнес- соперник, Игорь Коломойский, он 
родом из Днепропетровска. 
	 Медиа-холдинг  Пинчука  включает 
региональную телестанцию 11 Канал, музыкальный 
канал М1, таблоидную газету «Факты и 
Комментарии», еженедельник «Инвестгазета», 
и ежедневную газету «Дело». Он также замечен 
во многих благотворных акциях, включая борьбу 
против ВИЧ/СПИД.

ТРК Украина

Этот популярный телеканал принадлежит 
Ринату Ахметову, бизнесмену из Донецка и 
сопернику Игоря Коломойского. Хотя ему 
лишь немногим более 40 лет, он возглавляет 
ведущую холдинговую компанию Украины 
System Capital Management (SCM), и является 
богатейшим человеком в стране. Его бизнес- 
интересы включают сталь, уголь, электрику, 
питание, и банковское дело. Так, как и многие 
другие олигархи, Ахметов пошел в политику, 
чтобы поддержать Партию регионов Виктора 
Януковича, и был избран в парламент в 2006 году. 
Политолог Арно Дюбьен3, редактор журнала 
Ukraine Intelligence, заявил в 2007: «Ахметов 
является основным источником финансирования 
Партии регионов, более чем половина депутатов 
которой связана с его компаниями». Кроме 
ТРК Украины, его медиа-холдинг включает 
издательство и газету «Сегодня».

3. Теперь –редактор 
информационного 
бюллетеня Eurasia 
Intelligence Report 
(www.eurint.ch)



12Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

Убийство Георгия Гонгадзе
суд возможен этой осенью

«Репортеры без границ» не могли посетить Украины, не встретившись с представителями 
правоохранительных органов, чтобы обсудить расследование убийства Георгия 
Гонгадзе, молодого редактора онлайн- газеты Украинская Правда, который был 
похищен в Киеве 16 сентября 2000 года, и задушен генералом Алексеем Пукачем, 
возглавлявшим тогда Департамент внешнего наблюдения МВД Украины, согласно 
показаниям самого Пукача.

Несмотря на арест и признания генерала 
Пукача, и заявленное желание представителей 
власти - особенно Виктора Ющенко, когда 

он пришел к власти в январе 2005 - раскрыть дело, 
расследование все еще не завершено, и появилось 
не много информации о событиях вокруг дела. 21 
мая, когда Гонгадзе бы исполнился 41 год, его вдова, 
Мирослава Гонгадзе сказала Радио Свободе, что ей 
никогда не показывали архивы дела, она не знает 
кого допрашивают на данный момент, и не имеет 
никакого представления относительно планов 
следователей.
	 Одно из нечастых официальных заявлений 
о деле было сделано 17 июня, когда генеральный 
прокурор Александр Медведько объявил, что 
экспертиза черепа, найденного с помощью генерала 
Пукача, свидетельствует, что он принадлежит 
Гонгадзе. Он также заявил, что ожидает завершения 
расследования дела об убийстве в июле-августе. 21 
июня президент Янукович встретился с Лесей 
Гонгадзе, матерью убитого журналиста, которая 
также пожаловалась на неосведомленность о 
прогрессе в расследовании.
	 С 21 июля 2009 года, когда генерала 
Пукача арестовали, единственной информацией, 
предоставленной обществу, было то, что он 
сознался. Ничего не было сказано о тех, кто 
заказал похищение и убийство Гонгадзе. Пукача 
продолжают удерживать в следственном изоляторе, 
однако до сих пор еще не было судебного заседания. 
Единственные, кого было осуждено по этому делу 
- это три милиционера, его подчиненные - Николай 
Протасов, Александр Попович, и Валерий Костенко. 
Их осудили 15 марта 2008 года за соучастие в 
убийстве. Протасова приговорили к 13 годам 
лишения свободы, двух других - до 12 годам.
	 Одним из ключевых доказательств являются 
записи, будто бы сделанные бывшим охранником 
президента Леонида Кучмы Николаем Мельниченко 
в его кабинете. После месяцев дебатов и экспертного 
анализа их аутентичности, 12 июля 2009 года 
Верховный суд Киева принял решение, согласно 
которому их можно использовать во время 
судебного процесса. Но до сих пор никто не знает, 
что они разоблачают.

	 21 июля «Репортеры без границ» встретились 
с несколькими представителями Генеральной 
прокуратуры Украины, включая Александра 
Харченка, главного следователя по делу Гонгадзе, 
Ивана Бабенко, главу департамента криминальных 
расследований, и Лену Сигидин, прокурора по 
вопросам международного сотрудничества. Во 
время встречи оказалось, что была назначена новая 
экспертиза записей с целью идентифицировать 
один из голосов. Было заявлено, что эта экспертиза 
будет проведена за три недели, но это прозвучало 
очень оптимистически, учитывая, что предыдущая 
длилась месяцами.
	 Харченко заявил, что расследование будет 
завершено в августе, и что можно ожидать 
судебного заседания до конца года. Однако, 
бывший охранник президента Кучмы, Николай 
Мельниченко, предупредил, что осенью истекает 
10 - летний срок давности дела. Адвокат Мирослав 
Гонгадзе Валентина Теличенко также выразила 
обеспокоенность тем фактом, что, если имена 
заказчиков убийства останутся тайной, то они 
никогда не предстанут перед судом.
	 «Репортеры без границ» разделяют это 
беспокойство, которое усиливается тем фактом, 
что суд над Пукачем (и любыми заказчиками 
убийства) почти наверняка будет проводиться за 
закрытыми дверями, на основании того, что Пукач, 
которому угрожает пожизненное заключение по 
обвинению в похищении и убийстве Гонгадзе, 
является офицером разведки.



13Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

За последние шесть месяцев значительно 
увеличилось количество попыток прямо 
препятствовать работе СМИ, включая 

физические нападения на журналистов. Эти 
факты не могут не волновать и свиделеьствуют 
о враждебности властей и представителей других 
структур по отношению к журналистам.
	 Когда прокуроры отказываются рассматривать 
жалобу от журналиста, но регистрируют жалобу, 
поданную тем, кто на него напал, это является 
четким сигналом. Это свидетельствует о том, 
что политическое руководство страны снимает 
с себя ответственность по отношению как к  
гражданскому обществу, так и ко всем гражданам 
страны, которые делегировали высшей власти 
страны мандат, проголосовав за президента на 
выборах. Что еще хуже, украинские законы, 
которые существуют для защиты СМИ, и для того, 
чтобы дать журналистам возможность работать, 
не используются, чтобы подвергнуть наказанию 
даже за наиболее вопиющие нарушения.
	 Случаи цензуры в пользу нового правительства 
постоянно возрастают в стратегическом секторе 
вещания. В большинстве случаев, само руководство 
запрещает работникам передавать определенную 
информацию, или требует удалить критические по 
отношению к власти сюжеты. Ни один из тех, с кем 
«Репортеры без границ» встретились во время своей 
поездки, не заявил, что ситуацию можно сравнить с 
временами президентства Кучмы, или что появилось 
что-то подобное на возвращение печально известных 
«темников» (детальных инструкции от власти о 
сюжетах, манере подачи материала).
	 Но плюрализм СМИ серьезно пошатнулся, и 
существуют все причины полагать, что, если эта 
тенденция продолжится, свободы, полученные за 
последние несколько лет, могут быть утрачены. 
И тогда придется на долгое время забыть о  
прогрессе, который необходим для улучшения 
гражданских свобод, в частности,  для соблюдения 
права на информацию и на свободу выражения.
	 В какой мере власть способна создать 
действительно общественное вещание, независимое 
от власти, и такое, которое бы действительно 
служило интересам общества? Готова ли она  и 
способна ли достичь национального консенсуса 
в этом вопросе, и работать с гражданским 
обществом и представителями СМИ? Все это еще 
надо увидеть.
	 На данный момент, тяжело оставаться 
оптимистом, хотя президент Янукович публично 
призвал провести тщательные расследования 
нарушений свободы слова, и довести эти 
расследования до конца4.

	 Несколько недавно принятых законов 
ограничивают работу СМИ, и подвергают их 
недопустимым преследованиям под предлогом 
недопущения вмешательства в частную жизнь. 
Надзор за веб-сайтами также увеличивается, 
что указывает на то, что власть осознает 
возрастающее влияние Интернета и новых медиа 
на формирование общественного мнения.
	 Нападения на журналистов и случаи 
препятствования их работе продолжаются. Многие 
из таких случаев происходят в регионах, где 
давление на СМИ является более интенсивным, и, 
в то же время, менее известным. «Репортеры без 
границ» будут особенно тщательно отслеживать 
местные выборы 31 октября, это станет тестом 
для готовности власти нормализовать отношения 
со СМИ.
	 Власть еще имеет шанс продемонстрировать 
украинскому населению и международному 
сообществу свое желание отказаться от таких 
порочних практик. В марте 2010, будучи в 
Брюсселе с первым заграничным визитом, 
президент Янукович заявил, что «поставил 
перед собой цель завершить в течение года, 
до конца первого квартала 2011, переговоры 
относительно соглашения об ассоциации5 между 
ЕС и Украиной».
	 Показатели эффективности Украины в 
Европейском инструменте добрососедства и 
партнерства включают «полностью стойкий 
уровень свободы слова и СМИ, что подтверждается 
независимыми оценками, докладами НГО, и т.д.». 
В то же время, Европейская Комиссия включила 
соблюдение прав человека и фундаментальных 
свобод в свой списку первоочередных приоритетов 
ассоциации между Украиной и ЕС6. 
	 Лишь демонстрация четкой политической 
воли сделать необходимое восстановит доверие к 
власти. Следующие месяцы станут решающими 
для определения или тенденция последних 
двух кварталов была временной, или она будет 
продолжаться.
	 Например, апелляционное слушание 16 
августа, должно решить спор относительно 
частот между независимыми телеканалами Тві и 
5 каналом, с одной стороны, и Inter Media Group 
и её владельцем, Валерием Хорошковским, с 
другой. Конфликт интересов между разными 
руководящими должностями Хорошковского в 
государственном аппарате и его медиа-холдинга 
придает этому спору особенный вес.
	 Или Хорошковский - который возглавляет 
главную спецслужбу Украины и занимает 
должности в совете Нацбанка и Высшем совете 

4. Российское агентство 
новостей РИА Новости, 
27/07/2010, 15:53  
http://www.rian.ru/
wolrd/20100727/258950671.
html

5. Доклад во французском 
Сенате №448 (2009-2010) 
, от 12 мая 2010, Симон 
Сютур и Жерар Сезар от 
шимени Коммиссия по 
европейским делам «Станет 
ли Украина снова надежным 
партнеров для Европейского 
союза?» 
http://www.senat.fr/rap/r09-
448/r09-4488.html

6. Список приоритетов на 
повестке дня ассоциации 
между Украиной и ЕС 
на 2010 год, eeas.europa.
eu/ukraine/docs/2010_
association_agenda_
priorities_en.pdf

Выводы и рекомендации



14Свобода слова: Доклад о ситуации в Украине ////////////////////

Рекомендации:
•	 Относитесь к вопиющим нарушениям свободы СМИ 
и прав журналистов со всей необходимой суровостью и 
принципиальностью. В частности, привлечь к ответственности 
виновных в физических нападениях на журналистов.
•	 Убедитесь, что представители правоохранительных органов 
соблюдают все законодательные акты, которые касаются свободы 
слова, в частности, статью 171 Уголовного кодекса Украины.
•	 Привлеките представителей общества к написанию проекта 
закона по общественно вещании, чтобы убедиться что оно будет 
независимым от власти.
•	 Сделайте систему выделения частот для теле- и 
радиовещания более прозрачной, и, что касается судебного 
процесса относительно частот Тві и 5 канала, гарантируйте, 
что следующее слушание будет открытым для публики и 
журналистов.
•	 Гарантируйте независимость органов регулирования СМИ, 
уделите особое внимание их составу, и тому, каким образом 
назначаются их члены.
•	 Гарантируйте свободный и быстрый доступ к публичной 
информации, и для журналистов, и для обычных граждан.
•	 Гарантируйте прозрачность расследования убийства 
Георгия Гонгадзе, и обеспечьте открытость следующего 
судебного заседания.
«Репортеры без границ» подтверждают свою готовность 
встретиться с украинской властью в ближайшее время, чтобы 
продолжить диалог, который они начали в начале этого года.

International Secretariat
Reporters Without Borders

47 rue Vivienne
75002 Paris, France
Tel: 33 1 4483-8484
Fax: 33 1 4523-1151
Website: www.rsf.org

E-mail: rsf@rsf.org
Ambroise Pierre - Africa desk: afrique@rsf.org

Benoît Hervieu - Americas desk: ameriques@rsf.org
Vincent Brossel - Asia desk: asie@rsf.org
Elsa Vidal - Europe desk: europe@rsf.org

Olivier Basille - European Union desk : rsf_eu@rsf.org
Soazig Dollet - Middle East desk: moyen-orient@rsf.org

Lucie Morillon - Internet desk: internet@rsf.org
Press contact: presse@rsf.org

Reporters Without Borders is an international press freedom organisation. It monitors and reports violations of media freedom throughout the world. 
Consisting of a team of 12 journalists and a network of 140 correspondents worldwide, Reporters Without Borders analyses the information it obtains and 
uses press releases, letters, investigative reports and recommendations to alert public opinion to abuses against journalists and violations of free expression, 
and to put pressure on politicians and government officials.

Secretary-general : Jean-Francois Julliard l Head of publications : Gilles Lordet 

юстиции, а также возглавляет главную медиа-
группу страны - старается укротить два телеканала, 
критикующие власть и, в то же время, помешать 
двум его персональным бизнес- конкурентам? 
Это справедливый вопрос. Очень тяжело принять 
точку зрения власти, которая утверждает, что это 
лишь коммерческий спор.
	 В конце концов, предполагается, что 
расследование похищения и убийства журналиста 
Георгия Гонгадзе в 2000 приближается к своему 
завершению, что должно положить начало новому 
суду в деле. Это дает власти новый шанс покончить 
с нехваткой юридической прозрачности, и позволить 
обществу и печати присутствовать на суде. 
	 Украина достигла значительного прогресса в 
свободе слова и праве на информацию за последние 
пять лет. Чтобы это продолжалось, политические 
лидеры страны должны гарантировать, что 
нарушения свободы слова будут решаться 
быстро, и не будут игнорироваться, что судебная 
система будет способна работать независимо, что 
законодательство будет приведено в соответствие 
с международными стандартами, и что влияние 
богатейших бизнесменов страны на ее политическую 
жизнь и масс-медиа будет уменшено.


