



Россия - Франция

Расследование: как российское государство использовало ложную информацию о RSF для своей военной пропаганды

Изначально размещенное на сомнительных аккаунтах в социальной сети X, видео с логотипом BBC, в котором упоминается о якобы проведенном организацией «Репортеры без границ» (RSF) расследовании о нацистских наклонностях украинских военнослужащих, было затем подхвачено российскими властями, а позже растиражировано прокремлевскими инфлюенсерами. RSF раскрывает подноготную операции по распространению недостоверной информации для оправдания милитаристского нарратива Владимира Путина.

«Ложь может обогнуть весь мир за то время, которое правде нужно, чтобы зашнуровать свои ботинки». Россия полностью присвоила эту цитату, часто приписываемую американскому писателю Марку Твену. На момент публикации настоящего расследования видеоролик с логотипом BBC и представляющий RSF как автора «расследования», в котором перечислены тысячу случаев проявления украинскими солдатами симпатий к нацизму, был просмотрен более 400 тысяч раз, в

основном в соцсетях X и Telegram. BBC никогда не производила это видео, равно как и RSF не стояла за этим «расследованием». Ни разу директор по адвокации и ассистансу RSF Антуан Бернар, который упоминается в видео, не призвал другие СМИ освещать эту фальшивую историю.

«Российские власти действуют как прачечная для ложной информации, используя для придания достоверности своей военной пропаганде репутацию некоторых западных организаций (в данном случае BBC и RSF) и содействуют полой свободе дезинформации для манипулирования общественным мнением. Подобно преступным организациям, они применяют к информационному полю те же методы, что и наркокартели для легализации незаконных доходов: дезинформация производится, отмывается, а затем вновь вбрасывается в общественный дискурс, чтобы быть использованной повторно и восприниматься как достоверная реальность».

Арно Фроже

руководитель отдела расследований RSF

Согласно нашему расследованию, проведенному совместно со специализирующимся на выявлении операций влияния французским стартапом Bloom Social Analytics, это видео впервые появилось в сети X 24 августа в 13:00. Его разместила некая «Патриция», которая представляется «переводчиком» и имеет французскую геолокацию. Этот аккаунт публикует сообщения на английском, немецком, французском и русском языках – в среднем, с момента его создания в феврале 2024 года – порядка сорока сообщений в день. Фотографию ее профиля можно найти на российском сайте, где представлены фотографии светловолосых женщин «для создания аватарок». Имя аккаунта, судя по всему, было автоматически сгенерировано программой X. Что касается «Патриции», то, согласно данным разработанного Илоном Маском и имеющего доступ к X, основанного на искусственном интеллекте инструмента Grok, она высказывает *«очень резкие мнения, часто в поддержку России и Владимира Путина, при этом жестко критикуя Украину и ее сторонников в Европе»*. Проще говоря, это тролль.

С этого фейкового аккаунта, который очень активно транслирует кремлевскую пропаганду на нескольких языках, но имеет ограниченную аудиторию, и начала распространяться ложная информация, поначалу без особого шума. Вечером ее подхватил ирландский предприниматель Чей Боуз, известный не только своим журналистским прошлым, но и как один из российских инфлюенсеров на Западе, где он и живет. Кстати, Москва пригласила его [выступить](#) в Совете Безопасности ООН в июне 2023 года, где он обвинил НАТО в ведении в Украине *«войны по доверенности»*.

На следующий день «австралийский казак» (Aussie Cossack), настоящее имя которого Симеон Бойков, еще один находящийся на содержании Кремля поставщик пропаганды придал этой ложной информации новый импульс и помог распространить ее в Telegram, поделившись видео со своими 83 тысячами подписчиками. Известно, что этот человек укрылся в российском консульстве в Сиднее, чтобы избежать судебного преследования после нападения на проукраинского демонстранта. С тех пор он [получил](#) российское гражданство...

Проявляя пассивность, соцсети становятся молчаливыми пособниками дезинформации

Опубликованная в Telegram, мессенджере, который генерирует в России наибольший трафик, фейк затем был официально подхвачен российскими властями. Сначала официальным представителем МИД России Марией Захаровой на [пресс-конференции](#) 28 августа, затем посольствами России в [Чили](#) и [Болгарии](#) и, наконец, на [сайте](#) МИДа.

Так, обеленная и легитимизированная при посредстве официальных каналов ложная информация распространяется и усиливается известными игроками в российском информационном пространстве, особенно в Telegram. Четвертого сентября ведущий Первого канала (ведущего пропагандистского канала страны) и член «[Команды Путина](#)» – команды, выступавшей за переизбрание Путина в марте 2024 года – Руслан Осташко – разместил это видео в своем аккаунте в Telegram. В тот же день просмотры видео достигли пика в более чем 156 тысяч просмотров, после того как его перепостил [военный блогер](#) Сергей Колясников. Во Франции его распространил анонимный прокремлевский аккаунт X и Brainless Partisan, который уже был замечен в распространении фальшивого видео, приписываемого *USA Today*, в котором [утверждалось](#), что «*Церковь Сатаны*» поблагодарила организаторов Олимпийских игр в Париже...

Хотя RSF подала платформе X 12 уведомлений, она пока не ответила на наши запросы о снятии публикаций, которые первыми распространили или способствовали усилению распространения этой ложной информации. При том, что большинство уведомлений находятся на стадии рассмотрения, одна из публикаций, по словам компании, «не подлежит удалению» в соответствии с правовой базой [Закона о цифровых услугах](#) (DSA) Европейского союза. Это утверждение [абсурдно](#), особенно с учетом того, что все доказательства, обосновывающие удаление этих, распространяемых от имени RSF лживых материалов, были предоставлены нашей организацией в соответствии с установленной процедурой.

На момент публикации этих строк, Telegram, к которому мы обратились по поводу четырех постов, еще не ответил на наши запросы.

Про-кремлевский ирландский предприниматель Чей Боуз, который одним из первых распространил это видео, удалил свой пост после того, как наша организация с ним связалась.

Мария Захарова, которой мы обратились по электронной почте и через Telegram не уточнила, планирует ли она сделать сообщение об ошибке на своем следующем пресс-брифинге для и будет ли эта ложная информация исправлена на сайте Министерства иностранных дел России.

Россия занимает соответственно 162 место из 180 стран мира во [Всемирном индексе свободы прессы](#) RSF за 2024 год.