
3 апреля 2023 г.

АЛЖИР

Открывая новый офис в Алжире, RT укрепляет свои позиции в Африке

В Алжире, где некоторые иностранные журналисты зависят от милости правительства,
чтобы выполнять свою работу, российское пропагандистское СМИ – RT, бывшее Russia
Today, недавно открыло там местное бюро. Это весьма странная концепция плюрализма
и признак новой стратегии развертывания сети RT, расследование которой провела
организация RSF.

Начиная с 18 марта 2023 года алжирская журналистка Ясмин Муссус представляется на своей
странице в Twitter как директор первого алжирского бюро RT, финансируемого Кремлем
международного телеканала. Эта известная ведущая, работавшая на Sky News Arabia, уже
работала на арабской версии московского канала RT Arabic, на котором она освещала текущие
события в Алжире и в 2020 году взяла интервью у президента Алжира – Абдельмаджида
Теббуна. После непродолжительного периода работы в октябре 2022 год на канале Al Arabiya
Ясмин Муссус опубликовала в своих социальных сетях интригующее сообщение о новом
проекте и своем скором возвращении в Алжир.

Создание местного офиса RT в Алжире уже превратилось в факт. «У Ясмин Муссус уже есть
официальная аккредитация. Для усиления работы бюро уже подан запрос на аккредитацию
второго журналиста», – подтвердил RSF местный источник.

До последнего времени бюро подробно освещало поездки в Алжир в феврале 2023 года
секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, а затем – 16 марта – председателя
Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко. Помимо включек, осуществленных в ходе этих
визитов российских официальных лиц в Алжир, местное бюро RT пока еще не подготовило
никаких местных репортажей ни для RT France, ни для RT Arabic. Когда RSF связалась с ней,
Ясмин Муссус выразила сожаление, что не может ответить на наши вопросы, и предложила
нам «связаться с руководством телеканала в Москве».

Алжир предпочитает СМИ, находящиеся под политическим контролем

То, как Алжир обращается с RT резко контрастирует с обращением с другими международными
СМИ. В среду, 22 марта 2023 года, два бывших сотрудника France 24, которых преследовали за
«статью, которая могла нанести ущерб национальным интересам» были оправданы по этому
обвинению, но их оштрафовали за получение в Алжире средств от иностранных СМИ.
Обвиненный в «явном и неоднократном проявлении враждебности» против страны и «ее
институтов», французский международный канал был 13 июня 2021 года лишен аккредитации и

https://twitter.com/YasmineMoussous
https://www.youtube.com/watch?v=_twzStpABBo
https://twitter.com/YasmineMoussous/status/1583600389932228608
https://fb.watch/jqxr9ZRJB4/
https://rsf.org/en/france-24-s-former-correspondent-production-team-algeria-about-go-trial
https://rsf.org/en/france-24-s-former-correspondent-production-team-algeria-about-go-trial
https://rsf.org/en/france-24-s-former-correspondent-production-team-algeria-about-go-trial
https://rsf.org/fr/le-retrait-de-l-accr%C3%A9ditation-de-france-24-en-alg%C3%A9rie-est-la-d%C3%A9monstration-suppl%C3%A9mentaire-d-un


ему запрещена деятельность. Алжирские власти выпроваживают из страны все неугодные им
СМИ. Именно так девятого февраля 2019 года бывший директор бюро информагентства AFP в
Алжире Эймерик Вансено был высланы из страны.

Иностранные СМИ, которым по-прежнему разрешено работать в Алжире, немногочисленны.
Подробного их списка нет, а критерии, по которому в него включают, неизвестны. До
Министерства связи страны достучаться невозможно. Редакции Al Jazeera, Al Arabiya, Al Hurra,
Deutsche Welle, AP, Reuters, AFP и, соответственно, RT должным образом уполномочены и
аккредитованы в Алжире. Но для того, чтобы выполнять свою работу, эти иностранные СМИ
находятся в полной власти правительства: «сложная ситуация, которая становится
невыносимой», – на условиях анонимности сообщил RSF журналист, работающий в одной из
этих редакций.

Выдача аккредитаций для иностранных журналистов в Алжире становится способом давления
со стороны властей. Персональные аккредитации действительны только в течение года и могут
быть отозваны в любой момент по простой прихоти министерства. Помимо произвольного
характера предоставления этого вожделенного документа, наличествует очень
политизированная и дискриминационная концепция «свободы» осуществления профессии
журналиста: «В Алжире принято, когда аккредитованным иностранным журналистам не дают
работать, полиция их задерживает или допрашивает, в то время как других, не имеющих
аккредитации, но считающихся властями «приемлемыми», приглашают освещать важные
события», – пояснил алжирский журналист с которым связалась организация RSF.

Совершенно очевидно, что все эти ограничения не применяются к RT, чья редакционная линия
совпадает с внешней политикой и интересами – как экономическими, так и дипломатическими –
России, являющейся давним союзником и торговым партнером Алжира. С начала 2023 года эти
две страны неоднократно демонстрировали жесты своего сближения. Их военное
сотрудничество было усилено, а Москва публично поддержала членство Алжира в БРИКС –
альянсе, образованном Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой. В мае 2023
года президент Теббун должен быть принят в ходе государственного визита Владимиром
Путиным в Москве.

После введения санкций ЕС, RT отращивает новые щупальца

Помимо стратегических связей между двумя странами, появление RT в Алжире последовало за
санкциями, принятыми против телеканала на другом берегу Средиземного моря. В начале
марта 2022 года, в ответ на вторжение России в Украину, ЕС запретил RT и Sputnik
транслировать их программы на своей территории. Обход этих санкций был быстро найден при
помощи зеркальных сайтов, которые позволили европейским интернет-провайдерам обойти
блокировку, без необходимости для интернет-пользователей устанавливать виртуальную
частную сеть VPN. Фактически, эти санкции открыли путь для изменения международной сети
RT.

Начиная с марта 2022 года штаб-квартира RT в Москве обратила свое пристальное внимание
на африканский континент, где она хочет обосноваться на постоянной основе. Действуя в
унисон с Кремлем, который уже расширяет свое влияние во многих странах африканского
региона, в частности, благодаря размещению наемников из ЧВК «Вагнер» в Ливии, Судане,
Центральной Африке, Мозамбике и Мали, RT также развивает деятельность в Кении – где в
феврале 2022 года была начата кампания по набору персонала. И в Южной Африке, где она
планирует создать англоязычный хаб для Африки.

Также вполне успешно развивается поиск партнеров для создания франкоязычного

https://rsf.org/fr/expulsion-du-directeur-de-bureau-de-l-afp-en-alg%C3%A9rie-un-signe-tr%C3%A8s-inqui%C3%A9tant
https://rsf.org/en/algeria-pressures-reporters-delaying-renewal-accreditation
https://rsf.org/en/algeria-pressures-reporters-delaying-renewal-accreditation
https://twitter.com/mediaborscht/status/1526533385090387968
https://www.rt.com/russia/548889-rt-africa-kenya-office/


африканского офиса. Уже присутствуя в странах Магриба, Кот-д'Ивуаре, Сенегале,
Буркина-Фасо и Камеруне, RT стремится выйти на Мали, где с целью развития стратегического
партнерства в марте 2022 года были установлены контакты с редакцией Maliactu. В Тунисе RT
нанял корреспондента в декабре 2022 года.

По мнению опрошенного RSF научного сотрудника и автора работы «Russia Today (RT) – СМИ
влияния на службе российского государства» Максима Аудене, «существует логика развития в
Африке. Франкоязычная аудитория RT в странах Магриба очень сильна, и создать африканское
франкоязычное бюро было бы куда проще в Алжире или Тунисе, чем в Банги или Бамако [...]
RT также могла бы использовать ту же самую модель, что и Sputnik, который создал
корреспондентскую сеть во многих странах, чтобы усилить там свое присутствие».

Sputnik – еще одно международное мультимедийное информационное агентство, полностью
финансируемое российским государством, тоже не хочет отставать. В июле 2022 года, вскоре
после того, как по поводу его редакции во Франции была начата ликвидационная процедура,
Sputnik запустил франкоязычную платформу Sputnik Afrique, которая сегодня предлагает
широкое освещение новостей континента, особенно стран Магриба и региона Африки к югу от
Сахары. Кстати, два корреспондента Sputnik в Алжире в настоящее время работают без
аккредитации.

Хотя RT обращает свои взгляды на юг, телеканал не отказывается и от своей активности в
Европе. 15 ноября им был запущен RT Balkan, новый веб-сайт на сербско-хорватском языке.
При этом RT объявил, что соответствующий телеканал будет создан в 2024 году. Хотя офис RT
France и был ликвидирован по решению суда, он в начале 2023 года продолжал производить
контент во Франции, а его редакция и телестудия, расположенная в пригороде Парижа
Булонь-Бийанкур по-прежнему работает. Телепрограммы RT France доступны с
использованием VPN за пределами Европы.

Методы и график передислокации сети RT остаются неясными. В интервью RSF бывший
журналист RT France, пожелавший остаться неизвестным, сказал: «Все централизовано и все
решения принимаются в Москве. Стратегия передислокации существует, но внутри компании
никто про нее ничего не знает. Когда RT начал свою кампанию по найму сотрудников в Кении,
Ксения Федорова [директор новостей RT France, гражданка России], похоже, даже не знала об
этом». Однако планы московских стратегов становятся все более очевидными.

https://www.jeuneafrique.com/1326178/politique/russie-afrique-bloquee-en-europe-russia-today-veut-emettre-en-afrique-de-louest/
https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/07/20/sputnik-france-place-en-liquidation-judiciaire-rt-tente-de-survivre_6135473_3234.html
https://fr.sputniknews.africa/
https://rt.rs/
https://francais.rt.com/en-direct

