
7 декабря 2022 г.

ЛАТВИЯ - РОССИЯ

Цензура телеканала “Дождь” - недостойное европейской страны решение

6 декабря, латвийский регулирующий орган отозвал лицензию российского
независимого телеканала в изгнании “Дождь”. Организация “Репортеры без
границ”, которая неоднократно оказывала поддержку этому СМИ, глубоко
сожалеет о принятом решении и призывает регулятора действовать более
прозрачно.

“Непонятное и вызывающее беспокойство решение об отзыве лицензии “Дождя” в
Латвии недостойно европейской страны, защищающей свободу информации,” — c
негодованием отмечат Жанна Кавелье, руководитель отдела по Восточной Европе и
Центральной азии RSF. “Цензура независимого российского издания подрывает все
усилия по борьбе с кремлевской пропагандой, что как раз является важнейшей
задачей для властей самой Латвии. Если это решение было принято в связи с
“угрозой национальной безопасности и общественному порядку” выявленной
спецслужбами, как указано в официальном документе регулятора СМИ, то следует
подробнее разъяснить эти причины”.

С 8 декабря, “Дождь”, независимый российский телеканал в изгнании, прекращает
вещание в Латвии. Редакция канала, которая уже давно получает поддержку со
стороны RSF в связи с давлением со стороны Кремля, нашла приют в Латвии после
того как была вынуждена покинуть Россию из-за независимого освещения войны в
Украине. Однако, сегодня латвийский медиа-регулятор обвиняет его в “возможной
поддержке Армии РФ”, несмотря на публичный антивоенные заявления канала.

Помимо информации, полученной от служб национальной безопасности Латвии,
подробности которой не разглашаются, Национальный совет по электронным СМИ
указывает на три нарушения, совершенные каналом с момента начала вещания в
стране летом этого года. Во-первых, канал не вещает на латышском языке. Во-вторых,
в одном из репортажей канала была показана карта, на которой Крым было обозначен
как территория РФ, а Вооруженные силы РФ названы “наша армия”, за что каналу был
назначен штраф в 10 000 евро. Главный редактор Тихон Дзядко признал “ошибку”,
совершенную одним из сотрудников канала. Наконец, регулятор расценил слова
ведущего Алексея Коростелева как призыв поддержать ВС РФ: во время прямого
эфира 1 декабря, он выразил надежду, что “многим военнослужащим в том числе, мы

https://www.neplp.lv/lv/media/5346/download?attachment
https://twitter.com/Ivars_Abolins/status/1600016821142233088


смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на
фронте”.

Ведущий, который был уволен после этого высказывания, оправдывался на своем
телеграм-канале, напоминая о своей антивоенной позиции и отмечая, что его слова
представляли собой “ляпсус” и были вырваны из контекста. Главный редактор также
принес свои извинения за эту ошибку в эфире канала, отметив, что “Дождь”, напротив,
документирует военные преступления и разоблачает ложь российских властей. “Дождь
- новостная организация и никогда не оказывал и не собирается оказывать какой-либо
помощи армии любого государства”, напомнил Тихон Дзядко. Телеканал не исключает,
что будет обжаловать решение.

Некоторые латвийские официальные лица регулярно заявляют о своем недоверии
российским журналистам в изгнании, несмотря на то, что те находятся в открытой
оппозиции режиму Владимира Путина. В частности, это относится к министру обороны
Латвии, который написал 2 декабря в Твиттере: “Я считаю, что журналисты Дождя
должны вернуться в Россию и работать там, а их ВНЖ следует аннулировать”. Ряд
независимых российских СМИ вынужденно покинули РФ из-за систематической
цензуры и преследований, несколько таких СМИ базируются сегодня в латвийской
столице, в том числе редакции изданий “Медуза” и “Новая Газета. Европа”.

https://www.youtube.com/watch?v=-vmSha0Ozj8
https://twitter.com/Pabriks/status/1598624894970994688?s=20&t=aJybx5IOsn1qqOhESDz7Sg

