
16 июля 2021г.

РОССИЯ

RSF встревожены тенденцией исчезновения независимых СМИ в
России

Спустя месяц после включения в реестр «иностранных агентов» российское
независимое интернет-СМИ VTimes приняло решение о своем закрытии.
Организация «Репортеры без границ» (RSF) обеспокоена тем, что в преддверии
парламентских выборов независимая российская пресса становится всё слабее
и призывает Владимира Путина немедленно отменить соответствующий
репрессивный закон.

Издание VTimes решило окончательно закрыться 12 июня – в День независимости
России. Это произошло всего месяц спустя после того, как Министерство юстиции
России внесло его в список «иностранных агентов». «Риск уголовного преследования
слишком велик как для руководства, так и для журналистов», – заявил RSF
соучредитель VTimes Александр Губский. После того, как власти навязали изданию
этот статус, основанный в 2020 году бывшими журналистами деловой газеты
«Ведомости» независимый сайт потерял своих рекламодателей и большинство своих
источников – чиновников, бизнесменов и специалистов, которые теперь боятся давать
комментарии «иностранному агенту». Издание Vtimes зарегистрировано в России и не
получает деньги из-за рубежа. Однако включение в реестр, по словам Александра
Губского, было объяснено тем, что администратор сайта находится в Нидерландах.

Та же участь, вероятно, постигнет и другие издания. Так, СМИ сообщили о закрытии
независимого новостного сайта «Медуза», базирующегося в Риге (Латвия). Несмотря
на тот, что его генеральный директор Галина Тимченко недавно опровергла эти слухи,
положение этого самого популярного российского интернет-СМИ, тем не менее,
остается критическим. «Возводится новая Берлинская стена», – сказала Тимченко в
интервью американскому исследовательскому институту Wilson Center. Рекламодатели
больше не хотят сотрудничать с «Медузой», что приводит к потере дохода в размере
двух миллионов евро в месяц. За несколько недель сайту пришлось закрыть свои
офисы в Риге и Москве, заставив журналистов перейти на надомную работу, сократить
зарплату сотрудникам на 30-50% и уволить внештатных сотрудников. Давление столь
велико, что восемь журналистов покинули СМИ по собственному желанию, поскольку

https://t.me/VTimesMedia/4083
https://rsf.org/sites/default/files/cp_medias_agents_de_letranger_rus.pdf
https://www.lemonde.fr/economie/article/2020/04/29/vedomosti-journal-de-reference-en-russie-en-peril_6038146_3234.html
https://www.lemonde.fr/economie/article/2020/04/29/vedomosti-journal-de-reference-en-russie-en-peril_6038146_3234.html
https://echo.msk.ru/news/2852838-echo.html
https://rsf.org/sites/default/files/russie_2021_05_04_meduza_en_danger_de_mort_rus_0.pdf


статус «иностранного агента» подвергает их риску уголовного преследования и
заставляет составлять ежеквартальный 80-страничный отчет о расходах. Тем же, кто
остался, стало трудно получать комментарии.

Не менее сложная ситуация сложилась и для российских структур американского
«Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL). Его оштрафовали за отказ
зарегистрироваться в качестве «иностранного агента», а 14 мая преследования
федерального регулятора Роскомнадзора привели к тому, что его российские
банковские счета были заморожены за «повторные правонарушения».

«Постепенное исчезновение за последние годы независимой прессы из российского
медиаландшафта и ускорение этого процесса в последнее время вызывают серьезную
тревогу, – сокрушается руководительница отдела Восточной Европы и Центральной
Азии “Репортёров без границ” Жанна Кавелье, – RSF призывают Владимира Путина и
Министерство юстиции России немедленно отменить закон об «агентах иностранцев»,
который подрывает плюрализм СМИ, подавляет и медленно убивает независимую
прессу в России».

Лишь немногим независимым СМИ удается выжить, несмотря на растущее давление
со стороны властей. В их числе ведущая расследования «Новая газета», которая
недавно подверглась химической атаке и была вынуждена 15 апреля удалить статью,
ставящую под сомнение авторитарный подход Чечни к санитарному кризису.
Телеканал «Дождь» также регулярно подвергается попыткам запугивания, это же
касается и региональных СМИ: новостного сайт «Фортанга» в Ингушетии,
еженедельника «Черновик» в Дагестане, еженедельника «Новые колеса» в
Калининграде...

Принятый в конце 2017 года Закон об «иностранных агентах» и чуть было не
подписавший смертный приговор оппозиционному изданию The New Times в 2018 году,
затрагивает всех журналистов. С принятием в конце 2020 года тревожащей поправки
Министерство юстиции может включать в этот реестр также собственно журналистов и
блогеров. Первыми из них стали Людмила Савицкая и Сергей Маркелов
работающие для «Радио Свобода», а также главный редактор новостного сайта
«Псковская губерния» Денис Камалягин. Им пришлось зарегистрироваться в качестве
таковых в Минюсте и подчиниться чрезвычайно трудоемким административным
ограничениям под угрозой штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей рублей
(330-550 евро) или лишения свободы на срок до двух лет. Совсем недавно редактор
сайта Gazeta.SPb была оштрафована на четыре тысячи рублей (45 евро) за то, что она
не указала, что организация, упомянутая в статье имеет статус «иностранного агента».

Владельцы СМИ, близкие к Кремлю

За последние годы российское правительство старается дестабилизировать СМИ.
После масштабных антипутинских протестов 2012 года было принято около 20
либертицидных законов, направленных против традиционных и сетевых СМИ. В 2015
году был принят закон, запрещающий иностранцам владеть более чем 20 процентами
российских СМИ, что вынудило учредителей «Ведомостей» (британскую Financial

https://rsf.org/sites/default/files/les_medias_etrangers_menaces_dexpulsion_rus.pdf
https://twitter.com/RSF_fr/status/1371428946215120897
https://rsf.org/sites/default/files/cp_novaya_gazeta_ru.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/rsf_fortanga_18.07.2019.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/rsf_chernovik_10-2019.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/russia_05.04.2018.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/alerte_russie_new_times_oct_2018_rus_1.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/alerte_russie_new_times_oct_2018_rus_1.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/rus_js_foreing_agent_bloggers_18nov2019-rustl.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/russie_2021_01_08_nouvelle_loi_agents_de_letranger_rus.pdf
https://mbk-news.appspot.com/news/glavnogo-redaktora/
https://www.reporter-ohne-grenzen.de/fileadmin/Redaktion/Downloads/Berichte/2019/russiareport_web_updated.pdf
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169740/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100009


Times, американскую The Wall Street Journal и финскую медиагруппу Sanoma) продать
свои акции.

Именно этот закон заставил и владельца российской версии Forbes – немецкую группу
Axel Springer – покинуть Россию, продав занимавшийся расследованиями журнал
магнату рекламной и гламурной прессы Александру Федотову. Бизнесмен, который
счел ежемесячник «немного слишком политизированным», пытался влиять на
редакционную линию, вступив в конфликт с редакцией. В 2018 году издание было
наконец куплено дагестанским бизнесменом, который с большим уважением отнесся к
его независимости. Это стало редкой победой российских журналистов.

Но чаще всего эти схватки между редакциями и владельцами заканчиваются
болезненно. Так произошло с ежедневной деловой газетой «Коммерсантъ», которая
была приобретена медиагруппой, принадлежащая близкому к Кремлю олигарху
Алишеру Усманову. В мае 2019 года в «Коммерсанте», после увольнения двух
журналистов за отказ раскрыть их источники, практически исчез весь отдел политики.
Через год после того, как ее руководство было вынуждено уволиться, прежде
славившаяся своими антикоррупционными расследованиями крупнейшая в России
независимая медиагруппа РБК была продана в 2017 году близкому к Кремлю
предпринимателю Григорию Березкину. В том же году Березкин приобрел качественная
петербургская газета – «Деловой Петербург», причем один из членов редакции тогда
жаловался на потерю ими критического духа. В начале июня Березкин сообщил, что
продал «Деловой Петербург» пресс-группе «Известия», принадлежащей близкому к
Владимиру Путину банкиру Юрию Ковальчуку.

Охотник за прессой – Роскомнадзор

Радио «Эхо Москвы», считающееся символом независимого вещания в России, также
изо всех сил держится под давлением с момента его поглощения в 2001 году
дружественным Кремлю нефтегазовым гигантом «Газпром». В апреле 2018 года «Эхо
Москвы» стало одним из первых СМИ, оштрафованных за ссылку на контент,
признанный федеральной службой по надзору в сфере связи Роскомнадзором
неприемлемым на основании закона 2013 года о запрете нецензурной брани в СМИ.

Внесенный RSF в список цифровых хищников свободы прессы, Роскомнадзор
значительно набрал в весе, после 2012 года, когда он создал черный список
веб-сайтов. Два года спустя он впервые заблокировал два новостных сайта,
оппозиционные СМИ grani.ru и ej.ru. По этому делу Россия была приговорена
Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). В приговоре упоминались все
судебные и внесудебные способы блокировки, применявшиеся в стране за последние
восемь лет.

Россия находится на 150 месте среди 180 стран, подвергавшихся оценке во всемирном
рэнкинге свободы прессы RSF за 2021 год.

https://rsf.org/sites/default/files/cp_forbes_31.07.2018_rus.pdf
https://rsf.org/sites/default/files/cp_forbes_31.07.2018_rus.pdf
https://medium.com/@thebell.io/forbes-russia-gets-a-new-owner-and-its-journalists-claim-victory-b0fbcd239f8e
https://rsf.org/sites/default/files/cp_russie_demission_kommersant_rus.pdf
https://www.fontanka.ru/2021/06/05/69953327/
https://rsf.org/en/news/rsf-unveils-202020-list-press-freedoms-digital-predators
https://rsf.org/en/ranking
https://rsf.org/en/ranking

